Информационное письмо Роспатента от 23 декабря 2011 года № 2
(Принято Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам)
В практике составления и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарных знаков возникают затруднения в рассмотрении вопросов, касающихся услуг, связанных с торговой деятельностью, а именно вопросов классификации услуг и обозначения их точными терминами, позволяющими услуги идентифицировать. Неурегулированная практика рассмотрения данных вопросов вызывает, в свою очередь, затруднения при определении однородности услуг как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права или доказывании им использования знака обслуживания.
В этой связи, а также учитывая практику Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС) и зарубежных патентных ведомств, целесообразно принимать во внимание следующее.
1.Исходя из определений, содержащихся в словарях, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный не только с куплей-продажей товаров, но и оказанием сопутствующих услуг покупателям (например, услуги по расфасовке, упаковке, хранению товаров, переделке одежды).
Торговля подразделяется на оптовую и розничную.
Оптовая торговля - это торговля товарами для целей их последующей перепродажи покупателям или профессионального использования приобретателями в связи с их предпринимательской деятельностью.
Розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
2.В Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), принятой Специальным союзом, образованным Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, такой вид услуг как торговля отсутствует. До принятия 8-й редакции МКТУ услуга, отражающая деятельность торговых предприятий, была отнесена практикой экспертизы с формулировкой "реализация товаров" к 42 классу МКТУ, который включал в это время все услуги, не отнесенные к другим классам, по общему принципу построения МКТУ.
После введения в действие 8-й редакции МКТУ, куда были включены новые классы (43, 44 и 45) и часть услуг, ранее относившихся к 42 классу, была реклассифицирована либо исключена из МКТУ. В практике экспертизы для обозначения услуг, связанных с торговой деятельностью, стали использоваться формулировки, предусмотренные этой редакцией, в том числе использовалась формулировка "продвижение товаров для третьих лиц", содержащаяся в перечне 35 класса МКТУ. Такая практика сложилась несмотря на то, что в 8-й редакции МКТУ, так же как и в ранее принятых редакциях, в пояснении к 35 классу присутствует уточнение о том, что к этому классу не относится деятельность предприятий, основной задачей которых является сбыт товаров, т.е. так называемых торговых предприятий.
Вместе с тем необходимо понимать, что продвижение товаров - это совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров. Таким образом, услуга "продвижение товаров для третьих лиц" может быть связана не только непосредственно с продажей товаров, но и, например, с рекламой. В связи с этим термин "продвижение товаров для третьих лиц" не может рассматриваться как эквивалент понятий "услуги торговли", "услуги по продаже товаров" и т.п.
3.Следует отметить, что указанное выше уточнение исключено из пояснения к 35 классу МКТУ 9-й редакции МКТУ.
4.Как известно, перечень товаров и услуг, содержащихся в МКТУ, не является исчерпывающим. При составлении перечня товаров и (или) услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака (знака обслуживания), заявитель вправе указать товар и (или) услугу, отсутствующие в МКТУ, обозначив их точными конкретными формулировками с учетом привязки к классам МКТУ, позволяющими этот товар и (или) услугу идентифицировать.
Например, для обозначения услуг по продаже товаров могут быть использованы следующие термины: "услуги по розничной, оптовой продаже товаров", "услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров", "услуги по развозной продаже товаров", "услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений", "услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или интернет-сайтов".
Термины, обозначающие услуги по продаже товаров, могут быть использованы с уточнениями по ассортименту реализуемых товаров или по сфере деятельности, например: "услуги розничной продажи продуктов питания", "услуги оптовой продажи строительных материалов", "услуги розничной продажи семян, луковиц цветов, рассады овощных и цветочных культур, декоративных и плодовых деревьев и кустарников", "услуги розничной продажи, осуществляемые универмагами, представляющими широкий ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии", "услуги универмагов по розничной продаже широкого ассортимента мебели и товаров для дома", "услуги булочных в части розничной продажи хлебобулочных и кондитерских изделий", "услуги розничной продажи товаров, осуществляемые парикмахерскими и салонами красоты", "услуги розничной продажи аптечных товаров".
Все перечисленные выше формулировки услуг могут быть отнесены к 35 классу МКТУ.
Для обозначения услуг, в той или иной степени связанных с торговой деятельностью, кроме упомянутого ранее термина "продвижение товаров для третьих лиц", могут быть использованы иные термины, содержащиеся в 35 классе МКТУ. В зависимости от вида деятельности могут быть использованы следующие термины: агентства по импорту-экспорту, продажа аукционная, услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами).
5.Наряду с вышесказанным при осуществлении проверки перечня товаров и услуг необходимо учитывать следующее.
5.1.Нижеуказанные термины не могут быть отнесены к какому-либо классу МКТУ:
"магазины", в том числе с указанием на ассортимент товаров - например, "книжные магазины", "магазины одежды" и "услуги универмагов, супермаркетов" (слишком широкие формулировки, которые могут включать в себя не только услуги по продаже товаров, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ);
"торговые центры", "услуги торговых центров" (деятельность торговых центров может состоять, в том числе, в сдаче в аренду торговых и складских помещений и не может относиться к 35 классу МКТУ);
"булочные" (слишком широкая формулировка, которая может включать в себя не только услуги по продаже хлебобулочных изделий, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ, например, услуги кафетериев, выпечка хлебобулочных изделий по индивидуальным заказам, например свадебных караваев, и т.п.).
5.2.Необходимо учитывать также, что услуги по розничной продаже товаров в зависимости от ассортимента товаров могут быть отнесены не только к 35 классу МКТУ, но и к другим классам услуг МКТУ. Например, к 35 классу МКТУ не могут быть отнесены услуги баров, кафетериев по розничной продаже товаров (напитков, сигарет и т.п.). Такие услуги относятся к 43 классу МКТУ.
Руководитель
Б.П.СИМОНОВ
(Принято Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам)
В практике составления и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарных знаков возникают затруднения в рассмотрении вопросов, касающихся услуг, связанных с торговой деятельностью, а именно вопросов классификации услуг и обозначения их точными терминами, позволяющими услуги идентифицировать. Неурегулированная практика рассмотрения данных вопросов вызывает, в свою очередь, затруднения при определении однородности услуг как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права или доказывании им использования знака обслуживания.
В этой связи, а также учитывая практику Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС) и зарубежных патентных ведомств, целесообразно принимать во внимание следующее.
1.Исходя из определений, содержащихся в словарях, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный не только с куплей-продажей товаров, но и оказанием сопутствующих услуг покупателям (например, услуги по расфасовке, упаковке, хранению товаров, переделке одежды).
Торговля подразделяется на оптовую и розничную.
Оптовая торговля - это торговля товарами для целей их последующей перепродажи покупателям или профессионального использования приобретателями в связи с их предпринимательской деятельностью.
Розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
2.В Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), принятой Специальным союзом, образованным Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, такой вид услуг как торговля отсутствует. До принятия 8-й редакции МКТУ услуга, отражающая деятельность торговых предприятий, была отнесена практикой экспертизы с формулировкой "реализация товаров" к 42 классу МКТУ, который включал в это время все услуги, не отнесенные к другим классам, по общему принципу построения МКТУ.
После введения в действие 8-й редакции МКТУ, куда были включены новые классы (43, 44 и 45) и часть услуг, ранее относившихся к 42 классу, была реклассифицирована либо исключена из МКТУ. В практике экспертизы для обозначения услуг, связанных с торговой деятельностью, стали использоваться формулировки, предусмотренные этой редакцией, в том числе использовалась формулировка "продвижение товаров для третьих лиц", содержащаяся в перечне 35 класса МКТУ. Такая практика сложилась несмотря на то, что в 8-й редакции МКТУ, так же как и в ранее принятых редакциях, в пояснении к 35 классу присутствует уточнение о том, что к этому классу не относится деятельность предприятий, основной задачей которых является сбыт товаров, т.е. так называемых торговых предприятий.
Вместе с тем необходимо понимать, что продвижение товаров - это совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров. Таким образом, услуга "продвижение товаров для третьих лиц" может быть связана не только непосредственно с продажей товаров, но и, например, с рекламой. В связи с этим термин "продвижение товаров для третьих лиц" не может рассматриваться как эквивалент понятий "услуги торговли", "услуги по продаже товаров" и т.п.
3.Следует отметить, что указанное выше уточнение исключено из пояснения к 35 классу МКТУ 9-й редакции МКТУ.
4.Как известно, перечень товаров и услуг, содержащихся в МКТУ, не является исчерпывающим. При составлении перечня товаров и (или) услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака (знака обслуживания), заявитель вправе указать товар и (или) услугу, отсутствующие в МКТУ, обозначив их точными конкретными формулировками с учетом привязки к классам МКТУ, позволяющими этот товар и (или) услугу идентифицировать.
Например, для обозначения услуг по продаже товаров могут быть использованы следующие термины: "услуги по розничной, оптовой продаже товаров", "услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров", "услуги по развозной продаже товаров", "услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений", "услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или интернет-сайтов".
Термины, обозначающие услуги по продаже товаров, могут быть использованы с уточнениями по ассортименту реализуемых товаров или по сфере деятельности, например: "услуги розничной продажи продуктов питания", "услуги оптовой продажи строительных материалов", "услуги розничной продажи семян, луковиц цветов, рассады овощных и цветочных культур, декоративных и плодовых деревьев и кустарников", "услуги розничной продажи, осуществляемые универмагами, представляющими широкий ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии", "услуги универмагов по розничной продаже широкого ассортимента мебели и товаров для дома", "услуги булочных в части розничной продажи хлебобулочных и кондитерских изделий", "услуги розничной продажи товаров, осуществляемые парикмахерскими и салонами красоты", "услуги розничной продажи аптечных товаров".
Все перечисленные выше формулировки услуг могут быть отнесены к 35 классу МКТУ.
Для обозначения услуг, в той или иной степени связанных с торговой деятельностью, кроме упомянутого ранее термина "продвижение товаров для третьих лиц", могут быть использованы иные термины, содержащиеся в 35 классе МКТУ. В зависимости от вида деятельности могут быть использованы следующие термины: агентства по импорту-экспорту, продажа аукционная, услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами).
5.Наряду с вышесказанным при осуществлении проверки перечня товаров и услуг необходимо учитывать следующее.
5.1.Нижеуказанные термины не могут быть отнесены к какому-либо классу МКТУ:
"магазины", в том числе с указанием на ассортимент товаров - например, "книжные магазины", "магазины одежды" и "услуги универмагов, супермаркетов" (слишком широкие формулировки, которые могут включать в себя не только услуги по продаже товаров, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ);
"торговые центры", "услуги торговых центров" (деятельность торговых центров может состоять, в том числе, в сдаче в аренду торговых и складских помещений и не может относиться к 35 классу МКТУ);
"булочные" (слишком широкая формулировка, которая может включать в себя не только услуги по продаже хлебобулочных изделий, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ, например, услуги кафетериев, выпечка хлебобулочных изделий по индивидуальным заказам, например свадебных караваев, и т.п.).
5.2.Необходимо учитывать также, что услуги по розничной продаже товаров в зависимости от ассортимента товаров могут быть отнесены не только к 35 классу МКТУ, но и к другим классам услуг МКТУ. Например, к 35 классу МКТУ не могут быть отнесены услуги баров, кафетериев по розничной продаже товаров (напитков, сигарет и т.п.). Такие услуги относятся к 43 классу МКТУ.
Руководитель
Б.П.СИМОНОВ
Адвокат по интеллектуальным правам Брачев Степан Викторович